1. Способ уяснения и разъяснение сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения — это метод:
а) толкования (интерпретации) права +
б) интуитивистский
в) статистический
2. Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти:
а) легизм
б) либерализм +
в) юридический либерализм
3. Такая модель осмысления права базируется на уяснении общих принципов, которые не связаны с актуальным существованием людей и вещей:
а) теоретическая
б) практическая
в) классическая +
4. Третья глобальная революция была связана с преобразованием классического типа научного познания и становлением нового, неклассического (конец XIX — середина XX вв.), так ли это:
а) да +
б) нет
в) неизвестно
5. Наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, идеальный аспект бытия права:
а) правовой идеал
б) идея права +
в) идеология
6. Принцип … закрепляет ‘право на жизнь’ различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения:
а) познания
б) плюрализма +
в) единства мира
7. Господствующий во многих странах мира тип мышления в условиях утверждения индивидуализма и современных общественных отношений; он основывался на «трёх китах»: а) на исключительном доверии фактам («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»); б) на четкой, ясной и понятной людям логике; в) на культивировании активности («при любых обстоятельствах лучше действовать, нежели ничего не делать»):
а) социальное познание
б) правовая реальность
в) здравый рассудок +
8. Сущность каждой вещи, ее прототип, происходящий либо из Божественного разума, либо из общего мирового принципа, другими словами, совокупность необходимых и достаточных элементов любого явления или его конструктивный принцип:
а) идея +
б) правовой идеал
в) идея права
9. Метод, предполагающий сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий, т.е. этот метод в конечном итоге предназначен для изучения различных государственно-правовых систем путём сопоставления одноимённых институтов, принципов, школ, называется:
а) системным
б) формально-юридическим
в) сравнительно-правовым +
10. Основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права:
а) функции права
б) принципы права +
в) системный метод
11. Система религиозных и юридических норм, сложившаяся на основе канонов, каковыми именуются акты церковных властей, имеющие для верующих силу закона:
а) каноническое право +
б) научная теория
в) правовая культура
12. Юриспруденция как наука возникла в:
а) Средние века
б) Античности +
в) 19 столетии
13. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией:
а) жрецов +
б) королей
в) императоров
14. Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована:
а) Платоном
б) Аристотелем
в) Сабином +
15. Процесс и результат целеустремлённой умственной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению:
а) правопонимание +
б) метафизика
в) правовая реальность
16. Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться:
а) Западная Европа
б) Византия +
в) Греция
17. В Западной Европе в период раннего Средневековья:
а) было много юридических школ
б) было несколько юридических школ
в) специального юридического образования не было +
18. В конце XI века в … помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы:
а) Риме
б) Болонье +
в) Саксонии
19. Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине … века дают сочинения Фортескью:
а) 19
б) 17
в) 15 +
20. В … до н.э. Тиберий Корпуканий стал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, положив тем самым начало публичному обучению юриспруденции:
а) 253 г. +
б) 266 г.
в) 248 г.
21. Древнерусское право, действовавшее до … века, имело ряд сильных отличий от европейской юриспруденции того времени:
а) 14 +
б) 17
в) 19
22. В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в … году:
а) 1780
б) 1755 +
в) 1850
23. В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко, так ли это:
а) нет
б) неизвестно
в) да +
24. Организация юридического образования в России, в целом, наследует … систему подготовки юристов:
а) американскую
б) советскую +
в) немецкую
25. Официальная версия, господствующая сегодня в большинстве стран мира, утверждает, что юриспруденция как относительно самостоятельное знание возникла в:
а) Древнем Китае
б) Древнем Риме +
в) Древнем Египте
26. Первые датированные упоминания о «праве и равенстве» мы можем найти в работах древнегреческого мыслителя:
а) Платона
б) Пифагора +
в) Аристотеля
27. В конце IV – начале III века до н.э. в форме отдельной самостоятельной науки юриспруденция появилась в:
а) Древнем Риме +
б) Древнем Египте
в) Древнем Китае
28. Огромное влияние на формировании юриспруденции в России оказал:
а) Николай Первый
б) Павел Третий
в) Пётр Первый +
29. На сегодняшний день в России восстановлена … правовая система, позволяющая сохранять в государстве чёткий и справедливый порядок, так ли это:
а) Демократическая +
б) Классическая
в) Социалистическая
30. Процесс отражения государственно-правовых явлений, который характерен для определённой эпохи, культуры и стиля мышления и наиболее признан юридической наукой этого времени:
а) юридический тип научного познания +
б) эмпирический уровень познания
в) факты действительности