1. Исторически сложившиеся в обществе понятия объективно существуют в:
а) формах деятельности человека и в ее результатах (предметах) +
б) содержании научных школ и их развитии
в) формах психической активности и ее онтогенезе
2. Средство мысленного воспроизведения в обобщенной форме предметов, явлений действительности и связей между ними:
а) управление
б) понятие +
в) подкрепление
3. Исследуя условия планомерно расширяемой системы практических задач, учащиеся «выводят» систему понятий, что означает выделение в деятельности:
а) целей и направления исследования
б) системы действий и операций
в) учебно-теоретической задачи +
4. Заранее упорядоченная последовательность заданий (задач), которая выступает управляющим средством по отношению к деятельности ученика:
а) обучающая программа +
б) образовательная ситуация
в) проблемная ситуация
5. Перенос усвоенных знаний в другие области является реализацией принципа:
а) памяти
б) трансформации
в) практичности +
6. Совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния школьника, определяют его:
а) характер поведения ребенка
б) психолого-педагогический статус +
в) успешность обучения
7. Подразделение задач учебного характера (по В.В. Репкину) на учебно-практические, учебно-исследовательские и учебно-теоретические позволяет выделить в процессе формирования учебной деятельности:
а) четыре фазы
б) две стадии
в) три этапа +
8. Получение психолого-педагогической и социальной информации с помощью устного опроса лежит в основе:
а) беседы +
б) наблюдения
в) эксперимента
9. Теоретическое мышление легло в основу теории:
а) Пиаже
б) Фрейда
в) Эльконина +
10. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях:
а) формирование личности
б) развитие психики +
в) обучение
11. Такой показатель уровня усвоения теоретических знаний, как предметная отнесенность, характеризует выделенность в понятиях школьников:
а) генетически исходных отношений материала +
б) фактически представленных на уроке объектов
в) статистически обработанных результатов исследования
12. Формирование внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур внешней социальной деятельности называется:
а) идентификацией
б) интериоризацией +
в) инициацией
13. Познание и понимание самого себя требует от человека развития специальных психологических структур, называемых:
а) рефлексивным сознанием +
б) функциональным сознанием
в) реактивным сознанием
14. Дидактический принцип развивающего обучения, предполагающий связь качественно различных стадий обучения в целосной системе среднего образования, – это принцип:
а) наглядности
б) доступности
в) преемственности +
15. Новое педагогическое мышление характеризуется направленностью на:
а) демократизацию, гуманизацию и индивидуализацию +
б) фундаментализацию, институализацию и оптимизацию
в) конкретизацию, диалогизацию и символизацию
16. В развивающем обучении между ребенком и задачей всегда находится:
а) текст
б) взрослый +
в) учебник
17. Знак — это предмет, служащий представителем:
а) отношений личности
б) возрастной периодизации
в) другого предмета +
18. Значение рассматривается как форма сознания, в которой происходит осмысление человеком своего человеческого бытия. При этом выделяются … значения:
а) активные, пассивные и индифферентные
б) операциональные, предметные и вербальные +
в) деловые, чувственные и рациональные
19. Систематическое и иерархическое описание подлежащих усвоению знаний и умений, определяющее цели, методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения и другие моменты учебного процесса, называется:
а) планом работы
б) учебным пособием
в) учебной программой +
20. Овладение учебными действиями, решающими соответствующие задачи, формирует у ребенка:
а) волю к преодолению трудностей
б) умение учиться +
в) навыки самостоятельной работы
21. Процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения, А.Н. Леонтьев определил как:
а) присвоение +
б) обучение
в) запоминание
22. Содержательные мыслительные действия – основные … младшего школьного возраста, благодаря которым мышление и другие познавательные процессы детей, их сознание и личность приобретают своеобразный характер:
а) ведущие качества
б) психологические новообразования +
в) характерные признаки
23. Принятие школьниками учебной задачи или ее самостоятельная постановка:
а) необходимый элемент домашней работы
б) сложный процесс педагогического воздействия
в) первое и исходное учебное действие +
24. Различные системы символов являются средствами:
а) преобразования общего в частное
б) идеализации материальных объектов +
в) согласования анализа с синтезом
25. Решение учебной задачи направлено на усвоение школьниками:
а) творческого подхода к заучиванию знаний
б) принципов абстрактно-логического мышления
в) обобщенных способов предметных действий +
26. Практическая задача, в рамках которой выявление связи между условиями и способами получения результата выделяется в самостоятельное действие, – это … задача:
а) исследовательская
б) учебно-практическая +
в) экспериментальная
27. Основным результатом решения учебной задачи (по Д.Б. Эльконину) является (-ются):
а) изменение самого субъекта +
б) теоретические, рефлексивные знания
в) качество «объектного» продукта
28. Общий принцип отбора диагностических средств для изучения школьного развития предполагает:
а) разработку системы психолого-педагогических требовании к содержанию учебного процесса
б) отбор контингента учащихся для обследования
в) разработку представлений о статусе школьника и наиболее значимых его параметрах на данном этапе развития +
29. Личностные свойства человека, которые делают его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности:
а) способности +
б) задатки
в) характер
30. По В.В. Давыдову, традиционный дидактический принцип наглядности преобразуется в развивающем обучении в дидактический принцип:
а) перцептивных возможностей
б) предметности +
в) невербальной деятельности